Производитель ООО "ЗАВОД-РЕДУКТОР"

РЕДУКТОР-МОЖГА
  • +7 (3412) 57-09-09
  • ООО “ЗАВОД-РЕДУКТОР”, Удмуртия,
    г. Ижевск, Воткинское ш., 308.
  • office@reduktor.org

Бойтесь неликвидов, беду приносящих...

Еще с советских времен на складах многих предприятий страны лежало и лежит огромное количество никогда не бывавших в употреблении изделий - так называемого "неликвидного" товара. История его появления проста. Госплан СССР, считавший, сколько и для кого нужно произвести предприятиям страны, не особенно интересовался, нужна ли потребителям та или иная продукция. Отправляли ее по "разнорядке". Директора заводов, конечно, могли отказаться от получения ненужного им товара, но при этом был велик риск ничего не получить в следующий раз.

Не спасал в этой ситуации и "бартер" между предприятиями. Принцип "вы на то, а мы вам это" либо приводил к финансовым нарушениям, либо давал мизерный результат. Руководству заводов оставалось одно - отправлять ненужную им продукцию на склады, успокаивая себя, мол, "полежит до лучших времен".

"Лучшие времена" наступили. Совсем недавно, но вовсе не для владельцев этой "неликвидной" продукции, которые еще только учились жить по новым законам рынка. Как это часто бывает, отсутствие оборотных средств вынуждало топ-менеджеров предприятий идти буквально на все. В том числе и на продажу "неликвидов": избавившись от балласта, они получали не только деньги, но и освободившиеся складские помещения.

Этим немедленно воспользовались мелкие фирмы-однодневки, в которых традиционно весь коллектив состоит из директора и бухгалтера. Обладая свободными средствами, они скупали и скупают у предприятий неликвидные товары за 10-15 % от номинальной стоимости.

Дальше схема действует очень четко. Товар привозится на склад, где его чистят и подкрашивают. Проще говоря, наводят внешний лоск. Ни о каком ремонте не может быть и речи - мелким фирмам заниматься им невыгодно. Они подчас даже и не знают, как устроено то или иное купленное ими изделие. Далее товар сбывается "по ценам ниже рыночных", при этом покупателей, естественно, в тонкости не посвящают, выдавая товар за абсолютно новый.

Система сертификации продукции в нашей стране имеется, но она еще очень далека от идеала. Поэтому обойти это препятствие мелким фирмам, скупающим и продающим "неликвиды", вполне под силу. Покупателей, стремящих сэкономить буквально на всем, сомнительного происхождения сертификаты и прочие документы не останавливают. Этим мелкие фирмы и пользуются.

Конечно, "нарядно" выглядевшие неликвиды могут некоторое время проработать. Но, как правило, поломки такой техники не заставляют себя долго ждать. Фирма?продавец, конечно, может выдавать гарантию, но найти эту контору хотя бы через полгода бывает очень сложно. А если она все-таки существует, то, в лучшем случае, рассерженному покупателю поменяют сломанный товар на аналогичный. Того же происхождения.

Такова в целом самая простая схема оборота неликвидных товаров. Существуют и другие, но, по сути, они ничем не отличаются - покупателю отдают товар по принципу "бери Боже, что нам негоже".

Зато она может обеспечить низкую цену товара на рынке. И предприятия-производители, и мелкие фирмы покупают товар по примерно одинаковой цене. Но первые несут значительные расходы на ремонт "неликвидов", а вторые тратятся лишь на придание товару соответствующего внешнего вида и на его транспортировку. В этой ситуации предприятиям-производителям сложнее победить в конкурентной борьбе. Конечно, покупатель выберет дешевый товар. Но в итоге будет нести убытки до тех пор, пока не поймет, что лучше купить подороже у предприятия-производителя качественную продукцию с гарантией, чем снабженные сомнительным сертификатом дешевые блестящие "неликвиды" у мелкой фирмы.

Мнение специалистов ведущих российских предприятий по вопросу использования неликвидной продукции, в большинстве своем, однозначно.

Всеволод БЕЛОБОРОДОВ, главный конструктор, "Александровский машиностроительный завод", г. Александровск (Пермский край)

Практики применения неликвидных редукторов на нашем заводе не было. У нас давно существует устоявшаяся номенклатура приводных механизмов, и все необходимые образцы есть в наличии. Очень редко возникает потребность в каких-либо специфических редукторах, но даже тогда отдел снабжения предпочитает работать с известными поставщиками и лицензированной продукцией, а не приобретать неликвиды. Вопрос о применении восстановленных редукторов нами также не рассматривается.

Леонид АЛЯБЬЕВ, начальник отдела снабжения, "Элеватормельмаш", г. Курск

Неликвидов мы на своих складах не имеем, и необходимости применять такие редукторы на нашем производстве не возникало. Все выпускаемое оборудование для сельского хозяйства комплектуется исключительно новыми редукторами. Во-первых, этого требует специфика производства, во-вторых, мы строго следуем истине "клиент всегда прав": ни одному заказчику не понравится, если новое оборудование придет в негодность из-за неисправности неликвидного редуктора или другой детали. Оборудование комплектуется только новыми механизмами.

Юрий СОЛОВЬЕВ, начальник отдела заказов и сбыта, "Азотреммаш", г. Тольятти

Большое количество неликвидов - это одно из последствий плановой экономики СССР, сейчас же обстановка серьезно изменилась. Все производители выполняют конкретный заказ, поэтому выпускать продукцию, что называется, впрок, делать определенные запасы не имеет смысла, поскольку нельзя быть до конца уверенным в том, что ты сможешь реализовать все это вовремя. В противном случае такая "инициатива" может привести к серьезным убыткам. А так, выполняешь заказ - и товар не залеживается, и партнеры довольны. На своем предприятии неликвидную приводную технику мы не используем. Специфика выпускаемой продукции (крупнотоннажная аппаратура и запасные части для предприятий химической промышленности) предполагает повышенное внимание к качеству всех комплектующих.

Андрей ПОЛИЛОВ, начальник отдела снабжения, ОАО "Строммашина", г. Кохма (Ивановская область)

Вопрос о том, использовать или нет неликвидные или восстановленные редукторы, мотор-редукторы, нами изначально не рассматривается. Предприятие занимается изготовлением грузоподъемных машин, башенных кранов, соответственно, нагрузка на все приводные механизмы выпадает нешуточная. При производстве кранов мы не можем себе позволить размышлять над вопросом: "А выдержит ли зубчатая пара положенную нагрузку?", "Не станет ли физическая усталость металла и пришедшая в негодность смазка причиной аварии?". Поэтому наше предприятие не видит смыла в сотрудничестве с организациями, предлагающими неликвидную приводную технику, мы работаем только с поставщиками, которые дают гарантийные сроки на свою продукцию.

Борис ЛИПСКИЙ, директор, "Промэлектосервис", г. Пермь

Мы являемся продавцами, и поэтому работаем по принципу, что покупатель попросит ? то мы и готовы ему предоставить. Однако неликвидными редукторами мы не занимаемся ? слишком много дополнительных хлопот. Продажа некачественной продукции (сюда можно отнести и неликвидные редукторы) может серьезно сказаться на имени предприятия, поэтому упаси нас бог заниматься неликвидной приводной техникой.

Александр ПОЛЕЗАЕВ, начальник отдела снабжения, "Спецтехномаш", г. Тюмень

Техника есть техника, время ее не щадит, поэтому у себя на производстве мы используем только новые редукторы. Неликвидная и восстановленная техника в расчет даже не идет. Вопрос о необходимости закупки таких товаров даже не обсуждается, работать с фирмами, предлагающими неликвиды, опасно. В случае поломки или каких-либо других проблем с приобретенными механизмами отыскать такую фирму практически невозможно.

Рошан ПОКХАРЕЛ, заместитель директора по экономике, "Текстильмаш", г. Москва

У нас на складах хранятся свои неликвиды, и мы пытаемся реализовать их другим предприятиям. То, что они имеют статус неликвидных, еще ни о чем не говорит. Использовать для нужд собственного предприятия эти механизмы мы уже не можем. Если они необходимы какому-нибудь другому предприятию, то почему бы нам не совершить взаимовыгодную сделку. Главное - правильно оценить ситуацию, осознать свои потребности и грамотно реализовать возможности. Если производство позволяет без потери качества использовать неликвидную либо восстановленную продукцию, то зачем приобретать новую?

Александр ЗИМИН, главный инженер, Государственное унитарное предприятие "РСУ-3", г. Санкт-Петербург

Мы занимаемся оборудованием лифтов, поэтому должны обращать особое внимание на безопасность работы всех механизмов. Тем не менее, в редких случаях мы используем отремонтированные редукторы. Если устранены все поломки и ресурс редуктор не выработан, то его можно применять. Если неликвидные восстановленные редукторы будут отвечать всем техническим требованиям по безопасности, они в принципе могут использоваться на нашем оборудовании. Но существует одна проблема: мы не обладаем должной информацией о предприятиях, осуществляющих качественный ремонт редукторов.

Равиль ВАСИН, технический директор, "Туймазинский завод автобетоновозов", г. Туймазы (Башкортостан)

Говорить об использовании неликвидных редукторов на нашем предприятии было просто смешно. Автобетоновозы - машины очень дорогие, и мы понесем большие убытки, если из-за поломки некачественного редуктора выйдет из строя весь автомобиль. Более того, мы закупаем и применяем итальянские образцы. Если в процессе эксплуатации требуется ремонт или замена редукторов, то необходимые запчасти мы производим у себя на заводе. Единственное, на мой взгляд, возможное применение неликвидных приводных механизмов - вторичный рынок машин. Использовать эти "экземпляры" для новой продукции - непозволительная роскошь.

Анатолий ПИВЕНЬ, заместитель технического директора по производству, "Авиационные редукторы и трансмиссии - пермские моторы", г. Пермь

Наше предприятие осуществляет производство трансмиссий для вертолетов, также мы имеем дело с главным редуктором несущего винта и хвостовыми редукторами, и ставить вопрос об использовании каких-либо неликвидных деталей, в том числе приводной техники нельзя. Любой отказ или сбой в работе редуктора может привести к гибели людей. А неликвидные редукторы, вовремя прошедшие восстановление и ремонт и не отработавшие до конца свой ресурс, вполне могут применяться где-нибудь в сельском хозяйстве, чтобы была возможность без особого риска для обслуживающего персонала исправить возможную поломку.

Валентина УГРИМОВА, начальник отдела снабжения, "Стройтехника" г. Донской (Тульская область)

Учитывая специфику выпускаемой продукции - грузоподъемные машины и механизмы, - мы не можем себе позволить комплектовать ее неликвидными образцами приводной техники. Сотрудничать с фирмами, предлагающими неликвидные редукторы, - подвергать себя и наших клиентов дополнительному риску. Даже если и появится мысль использовать неликвидные, восстановленные или отремонтированные редукторы в производстве, ее на корню пресекут разнообразные инспектирующие организации. Мы работаем под тщательным присмотром государственного технического надзора: проверяется все, вплоть до года выпуска всех комплектующих, в том числе и редукторов.

Станислав АМУРЦЕВ, технический директор, "Эксмаш", г.Шарья (Костромская область)

Специфика нашей деятельности (изготовление и поставка машин, необходимых для выполнения задач, связанных с обработкой сельскохозяйственной продукции) предполагает необходимость надежной и бесперебойной работы оборудования. Поэтому использовать в процессе ремонта и отладки в качестве комплектующих восстановленные и неликвидные редукторы просто невыгодно и нецелесообразно. К тому же, наши заказчики требуют, чтобы все механизмы машин были новыми. Редукторы и приводная техника - не исключение.

Владимир ОСИПОВ главный инженер, "ГПЗ-2", г. Москва

Вопрос об использовании неликвидной приводной техники, в том числе редукторов, для нас не является острым. На предприятии доля редукторов в процентном соотношении с другими используемыми агрегатами очень мала. Эксплуатируемые образцы из-за незначительной нагрузки редко выходят из строя, не отработав отведенное ресурсом количество часов.

Сергей ПЕВУХИН, специалист бюро металлов, ОАО "Электростальский завод тяжелого машиностроения", г. Электросталь

Для нашего предприятия качество всех механизмов, используемых в производственном процессе, очень жестко регламентируется. Длительное время хранившиеся редукторы, ставшие по прошествии времени неликвидными, не могут на 100% гарантировать качественное выполнение работы. Если учитывать, что у нас за секунды прокатывается сотни тонн металла, то поломка или сбой приводного механизма приведет к изменению всего технологического процесса, что неизменно повлечет за собой увеличения процента брака готовой продукции. Поэтому мы используем новые, прошедшие все сертификационные испытания редукторы.

Статья предоставлена журналом "Рынок приводной техники"